ЕЛЕНА ТААМЕ: КАК ГАТЧИНА СТАЛА ПЛОЩАДКОЙ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО
Сегодня у нас в гостях ЕЛЕНА ТААМЕ, РУКОВОДИТЕЛЬ ЯЗЫКОВОЙ ШКОЛЫ «ДИАЛОГ» с 2003 года. Поговорили о многом – что происходит с рынком иностранных языков, какая уникальная методика разработана на базе центра, почему языковые программы, созданные в Гатчине, становятся популярны на федеральном уровне. И даже получили несколько полезных советов, как легко запоминать любой материал.
Итак, обо всем по порядку.
ПОЧТИ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА В ДЕЛЕ
Я основала «Диалог» как языковые курсы в далеком 2003 году, и сейчас очень любопытно отследить развитие нашей школы через года, когда уже можно оглянуться назад и оценить, где мы начинали и куда пришли. Буквально недавно перебирала фотографии и вырезки из газет той поры: прошло больше 20 лет, сменилась целая эпоха. Но, как ни странно, задач и интереснейших вызовов становится только больше!
Мы стартовали от двух классов, где я работала за себя и за того парня и преподавателем, и администратором, и даже уборщицей. А сейчас доросли до исследовательского многопрофильного центра с отлаженными бизнес-процессами, который занимается научной работой и создает свои собственные образовательные продукты, пользующиеся спросом далеко за пределами Гатчины.
ЧЕМ ЖИВЕТ ШКОЛА СЕЙЧАС?
Сейчас сместились акценты, и для взрослых людей изучение иностранных языков, в частности английского, ушло с пика популярности, так как стали меньше путешествовать за рубеж. Но, тем не менее, это направление продолжает быть востребованным: у нас работают группы со всеми уровнями английского языка для взрослых, от начального до продвинутого. Также наши взрослые студенты и гости нашего центра с удовольствием посещают разговорные клуб, где можно пообщаться на английском, посмеяться и получить заряд хорошего настроения.
А для детей актуальность изучения английского совершенно не снижается. И как раз в этой сфере мы особенно сильны в плане методики преподавания. Расскажу, почему!
Мне всегда хотелось довести процесс преподавания до идеала – чтобы студенты быстро запоминали, хорошо говорили, отлично читали и писали.
Поэтому наша школа с момента основания была своего рода исследовательским полигоном, где мы с моей замечательной командой оттачивали мастерство, как научить английскому быстро и качественно, основываясь на природе работы нашего мозга. И как применять для этой цели мнемотехники – приемы, которые помогают нам запомнить информацию с помощью ассоциаций.
Как логическое продолжение этих изысканий в 2014 году мы вгрызлись в абсолютно новое для нас направление – работа одновременно с обоими полушариями мозга. Но не с визуальными образами, как мы делали раньше, а с кинестетическими: то есть, с движениями. И это стало новой точкой отсчета.
КАК МЫ ДВИГАЛИСЬ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ УСПЕХУ
Как я уж сказала, в 2014 году я и мои соратники стали экспериментировать с кинестетической мнемотехникой. Причем не просто в формате, когда движениями показываются отдельные слова, а на уровне грамматики и построения текстов. Моя гипотеза была такая: речевой образ из левого полушария связывается с двигательным образом из правого полушария с помощью ряда определенных упражнений, создаются прочные нейронные связи, материал запоминается лучше и легче, и также легче перевести его из кратковременной в долговременную память.
Экспериментировали мы на группах всех возрастов – от дошколят до взрослых. Поэтому у нас на данный момент широчайшая выборка результатов.
И здесь нас подстерегало первое разочарование – не все взрослые студенты положительно отреагировали на нововведение… Кто-то стеснялся, кому-то наша техника в том объеме, в котором мы с энтузиазмом начали ее применять, откровенно мешала. Хотя были и те, кто остался в полном восторге от результатов.
В результате я сдалась, и с взрослыми и подростками мы задействуем кинестетику в усеченном варианте и ровно в той дозировке, когда она «прописана». Ведь с этой категорией учащихся прекрасно работают визуальные мнемоники.
Но зато с дошкольниками и младшими школьниками — это был настоящий успех!!! Наши дошколята САМИ строили сложные предложения, с легкостью начинали говорить и общаться.
И в 2020 году во время ковидного локдауна родился мой пятый ребенок – курс «Английский с Дариной и Олегом», где я применила все наши наработки в этой области. Мы записывали его на даче в полевых условиях. Я снимала свои презентации с объяснением материала, а также видео, как работают мои дети – Дарина и Олег. И потом делилась ими с другими мамочками. В общем, учили английский все вместе в режиме реального времени. И это было так зажигательно, так весело и так интересно, что процесс продолжился и после нашего вынужденного «заключения». И идет до сих пор, так как я продолжаю совершенствовать курс и доводить его до идеала.
Также в конце 2020 года мое детище получило первое место в номинации «Лучший образовательный проект 2020 года» на региональном уровне, вскоре вышел репортаж по Первому каналу. И с этого момента мы начали внедрять курс «Английский с Дариной и Олегом» в «Диалоге».
А далее началось его развитие за пределами нашего города.
Уже в 2022 году им заинтересовалась корпорация «Эрудит», а это самая крупная сеть частных детских садиков по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. И сейчас обучение деток по нашему курсу идет на 18 площадках. Говорят даже трехлетние пупсики!
А с этого учебного года мы вышли на федеральный уровень: по «Дарине», так ласково сокращенно называют этот курс учителя, занимается частная школа Rittel School в Екатеринбурге, частная школа и курсы английского «Перспектива» в Череповце, а также курсы иностранных языков «Benedict School» Новосибирск!
Кстати, наши преподаватели из «Диалога» работают также и методистами в других городах, учат своих коллег, как работать с методикой MnemoTeach и внедрять в свой учебный процесс различные мнемоники. Ну и, конечно, как работать по нашему курсу «Английский с Дариной и Олегом».
ЧЕМ ЖЕ НАШ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ КУРСОВ И ОТ ПРИВЫЧНОЙ СИСТЕМЫ?
Самое главное преимущество состоит в том, что, благодаря нашей технологии обучения, говорят все: сильные, слабые, талантливые и не очень, быстрые и медленные, и даже детки с особенностями в развитии.
Также важно отметить, что в случае пропусков или болезни дети не отстают от программы, так как всегда есть возможность дома посмотреть видео с презентацией пропущенной темы и видео с отработкой материала с носителем языка.
Ещё одна отличительная черта курса, позволяющая сразу снять языковой барьер - запись видео с домашним заданием после каждого урока на примере Дарины и Олега. Поэтому все наши дети говорят!
Да, мы записываем много видео. И да, наш курс подразумевает, что нужно поработать. Нельзя добиться хороших результатов без усилий.
Но у меня есть одна тайна, почему дети на это согласны: основной мнемоник, на который мы очень рассчитываем – это эндорфин! Это когда весело, задорно, интересно, смешно! И, главное, не скучно. Наш курс и наш подход именно такой.
Поэтому практически все наши детки и родители втягиваются в процесс, и он не вызывает дискомфорта или недовольства. Наоборот, через некоторое время, когда количество переходит в качество, появляется чувство удовлетворения и успешности. Как у детей, так и у родителей. И, что очень важно, у преподавателей.
АНГЛИЙСКИЙ 65+ - ЗАЧЕМ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ?
Кстати, именно изыскания в вопросе, как же нам лучше использовать физиологию работы нашего мозга, благодаря которым выросла методика MnemoTeach и появился курс «Английский с Дариной и Олегом», явились толчком к формированию новой гипотезы, которую мы сейчас исследуем: это курс 65+ и то, что в этом возрасте с небольшой поправкой отлично сработают все те механизмы, которые мы задействуем с дошкольниками и младшими школьниками.
В этом возрасте самое главное – тренировать мозг и не давать ему «засыпать». Поэтому нашей основной целью, помимо английского языка, который в этом случае идет скорее как бонус, является активизация мозга и образование новых нейронных связей.
В этом возрасте кинестетическая методика и межполушарная гимнастика должны стать тем бинго, которое поможет нашим родителям долго сохранять ясность ума и хорошую память. Сейчас мы запустили экспериментальную группу, к концу года оценим результаты и напишем, что получилось.
Поэтому, вполне возможно, что и это направление станет востребованным как в Гатчине, так и в других городах! Работы много, она интересная и благодарная. Мы рады помогать нашим большим и маленьким студентам и делать их жизнь ярче.
А в следующем выпуске я дам несколько интересных советов, как помочь вашим детям учится лучше и запоминать материал легче! До встречи!